Минздрав ожидает снижения распространенности курения в России к 2030 году до 16% благодаря реализации федерального проекта «Здоровье для каждого». Об этом на форуме «Женщины за здоровое общество», проходящем в эти дни в Москве, сообщил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
По оценкам экспертов, для достижения этого целевого показателя важно обеспечить фактическую реализацию уже существующих в национальном законодательстве регулирующих норм.
«Достижение целевых показателей в борьбе Минздрава с распространением курения исторически во многом обусловлено внедрением в российское регулирование положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ), со дня вступления в силу которой недавно исполнилось 20 лет. Сторонами этой конвенции являются 183 государства, население которых охватывает 90% нашей планеты», — отмечает Игорь Строганов, доцент департамента стратегического и международного менеджмента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
«Учитывая принятый в России в 2013 году и несколько раз обновлявшийся с той поры профильный Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», обязательные нормы и положения РКБТ ВОЗ уже нашли достаточное отражение в национальном регулировании. Кроме того, только за последние несколько лет в силу вступили более 20 связанных запретительных инициатив», — считает эксперт.
По словам Игоря Строганова, путем к реальному сокращению количества курильщиков может стать обеспечение системного и добросовестного исполнения уже вступивших в силу правовых норм в области борьбы с табакокурением, а не создание новых запретительных инициатив.
«Инструментарий РКБТ ВОЗ предполагает две формы мер борьбы с распространением табакокурения — ценовые и неценовые. Первые — это прямые и косвенные налоги, например акциз на табак. Вторые — ограничения на рекламу, открытую выкладку и подобные им меры, — объясняет Михаил Перельман, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента РАНХиГС при президенте РФ. Учитывая многообразие таких норм, уже инкорпорированных в российское законодательство из РКБТ ВОЗ, введение дополнительных ограничений, тем более жестких, включая полный запрет отдельных видов продукции или полный запрет на потребление табачной и никотинсодержащей продукции с определенного возраста выглядит избыточным и контрпродуктивным».
Михаил Перельман подчеркнул важность обеспечения реального исполнения существующих в нашем законодательстве норм и правовых инструментов вместо внедрения дополнительных запретительных подходов, которые, как показывает опыт ряда развивающихся стран, приводят к значительному росту нелегального рынка, фактически лишая смысла меры по борьбе с курением как таковые.
Источник: rg.ru